moskovsky_bit


Московский Бит: всё о стилягах и их коллегах


Сейчас эта карикатура иначе понимается...
2.
zina_korzina
Оригинал взят у zina_korzina в Сейчас эта карикатура иначе понимается...
  • Некоторые старинные карикатуры нам не смешны. Другие - не понятны. Третьи... понятны, но не так, как было нужно на момент создания. Время вносит коррективы - кумиры и герои перестают волновать, а вчерашние подонки и отщепенцы превращаются в комильфотных граждан. Не спешите говорить, что сие - ужас-ужас. Не всегда это плохо. К примеру, вспомните ситуацию в нацистской Германии - кто там считался хорошим, кто - моральным уродом, а кто - биологическим мусором. Но сегодня я, как обычно, про СССР. Вот нашла я пару недель назад занятную карикатурку 1950-х, которую современный человек поймёт много иначе. Точнее - ровно противоположным образом...

    Read more...Collapse )

  • Брюнеты в кепи.
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Брюнеты в кепи.
  • Продолжаю разговор от отрицательном герое по-советски.

    …Итак, отрицательный герой по-советски всегда помечался специфическим тавро – всё-то в нём было сомнительным – и одежда, и душа, и мысли. И даже имя. Многочисленные Арнольды, Вавочки, Эдики и Нелли кочевали из фельетона – в повесть, из сатирической короткометражки – в многотомный производственный роман. Однако же гад, жулик, предатель, да и просто - заурядный филистер не только выделялся своим «заграничным» или уменьшительно-ласкательным именем - он всегда по-особенному выглядел. Разумеется, общественные вкусы менялись, но были и устойчивые варианты. Например, шпионов, главарей банд, …ловеласов-пошляков чаще всего изображали брюнетами. Уже в сатирических произведениях 1920-х годов прослеживается эта линия – перед нами проходит череда многочисленных модников, неверных мужей, порочных юношей со старорежимными замашками и попросту жуликов, вроде Остапа Бендера. В рассказе Михаила Зощенко «Папаша» мы видим пренеприятную картину – мужчина увиливает от алиментов, пытаясь доказать, что ребёнок вовсе не от него:

    «Носик действительно на меня похож. За носик, говорю, я завсегда способен три рубля или три с полтиной вносить. А зато, говорю, остатний организм весь не мой. Я, говорю, жгучий брюнет, а тут, говорю, извиняюсь, как дверь белое. За такое белое - рупь или два с полтиной могу только вносить». В одном из очерков, посвящённых судебным разборкам (журнал «Суд идёт!), описывался красавчик-донжуан, похожий аж на Рудольфа Валентино – голливудского героя-любовника. Безусловно, жгучего и, конечно же – брюнета. В тексте мелькают упоминания о клетчатых пиджаках, полосатых брюках, шёлковых кашне и – обещаниях пристроить барышню в синематограф. Кстати, особым пунктом значится модная деталь – кепи. Почему-то авторам особо ненавистен именно этот головной убор, как будто его носитель получает дополнительный импульс от злых сил - как в многочисленных сказках о волшебной шапке.

    Read more...Collapse )

  • Альфреды и Вавочки.
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Альфреды и Вавочки.
  • В своё время я это формулировала в ЖЖ. Но кратенько. Сегодня я развернула это на сайте газеты «Завтра». Текст посвящён именам отрицательных героев из советской литературы и нашего старого кино.

    ...Вот – детективная история от Аркадия Адамова «Дело Пёстрых» (1956). В повествовании возникает некий красивый, лощёный студент с красноречивым именем. «Всё нормально, девочка, – самодовольно пояснил Арнольд, развязным жестом кладя руку на плечо Лены». Да, где завёлся Арнольд, там всегда – самодовольство, развязные жесты и циничное обращение «девочка». Бесспорно, он – подонок, и в одной из последующих глав окажется ещё и преступником. Или, например, в остросоциальной пьесе украинского драматурга Василя Минко «Не называя фамилий» (1953) действуют жена и дочка влиятельного начальника. Жену зовут Диана (изначально была всего лишь Диной), а вот девочку назвали уже… Поэмой. Разумеется, обе дамы – высокомерны, капризны, глупы и буквально помешаны на модных новинках. Положительных героев зовут – Василь Нетудыхата, Максим Кочубей и просто Галя. Угадайте, хорош ли оказался в финале инженер Жора Поцелуйко? Или подружка Поэмы – Бэллочка? Конечно, все эти «пиявки в панбархате» – как именует министерскую семейку домработница Поля – в результате получают по заслугам.



    Read more...Collapse )

  • Преобразилась.
    2.
    zina_korzina
    Очаровательно. Причём, это не похвала девушке, а - острая критика. Мол, была человеком, стала - тля.

    1234.jpg

    Побольше размер...Collapse )

    Картина-карикатура.
    2.
    zina_korzina
  • Нашла интересную картину 1950-х годов. Итак, Резанов Борис Георгиевич (Россия, 1914-2008). «Неравный брак». 1950-е годы. Найдено у kykolnik Меня заинтриговало вот что. Обувь. Художник обрядил дамочку странным образом - он обул её в стиляжные ботинки на «манной каше», которые носили стиляги-мальчики. Но в данном случае мы видим перенос атрибутов с одного образа на другой. Или это что-то иное? Под cut-ом картина побольше.

    Резанов Борис Георгиевич (Россия, 1914-2008) «Неравный брак».jpg

    Read more...Collapse )

  • Стиляги на курорте: памфлет 1963 года.
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Стиляги на курорте: памфлет 1963 года.
  • В 1963 году в газете «Советская культура» вышел памфлет Аркадия Первенцева «Куриный бог». (24 августа 1963). Автор объясняет, что куриным богом называется «...морской камешек, отшлифованный вечным прибоем, с проточенной дырочкой». Но Первенцеву так пришлось по душе это занятное название, что этим именем он называет модную молодёжь, приехавшую тусоваться на юга. Куриные боги. Боги. Но куриные.

    «...Они ходят в «шортах» — так они называют обычные дешевые китайские штаны, самолично укороченные до размеров трусиков. На четверых хотя бы один черный свитер из толстой шерсти: его носят на спине, пропустив рукава под мышки и завязав их у затылка: «так ходят американцы». У них развинченная походка, носки круто врозь, по балетной «позиции пять». Походкой они пытаются подражать «великолепной семерке». Надо заметить, они всегда кому-то подражают. Это тени, попугаи, обезьяны. На четверых — портативный радиопри¬емник, если «блеск», то японский, инкрустированный белым, как аккордеон. Антенна сопровождает четверку дромадеров, выхватывая из многострадального эфира только лишь дикие завывания, скачущую музыку, рок-н-ролльные ритмы и «иностранный музыкальный бомонд».


  • Карикатуры из журнала «Крокодил» 1960-х годов.

    Read more...Collapse )

  • Семья стиляжки!
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Сейчас она будет бить его половником!
  • Картины советского художника Ахмета Китаева я уже публиковала - он то создавал нечто в духе сталинского барокко, то, напротив, его тянуло к жанровым сценкам а-ля Федотов и Перов. На этот раз я покажу сугубо бытовую картину. Больше того, требующую некоторого пояснения. В 1950-х годах одной из социальных проблем было нежелание модной и стильной молодёжи ехать на периферию. Выпускников ВУЗов можно понять - очень часто их «кидали» в тайгу, степь или на Крайний Север. Представьте себе, что вас - москвичей или жителей другого большого города - отправляют работать в Певек. Или в Кзыл-Орду. А вам 22-23 года.

    С другой стороны, других методов распределения кадров у Советской власти не было - только силовое. Плохо это или хорошо, сейчас судить сложно. Так вот, многие родители (особенно крупные начальники) всячески отмазывали своих чад от отправки в тундру или даже в маленький городок. Так вот, на картине изображена мать некоей модной и упитанной студентки. Женщина сейчас ударит половником своего нерадивого мужа - он не смог устроить их деточку в мегаполисе и ей придётся хлебать горе большой ложкой. Кстати, непременно отыщите котика - он там тоже представлен в шикарном виде. Да, в многих советских фельетонах и фильмах тех лет была отражена эта проблема - нежелание некоей стиляжки тащиться в деревню-в глушь-в Саратов.

    Read more...Collapse )

  • Фарца на Первом канале!
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Фарца на Первом канале!
  • В новом сериале с броским названием «Фарца» героями былых времён выступают вовсе не ребята, строившие квартал Черёмушки и даже не космонавты с физиками, хотя речь идёт о временах хрущевской Оттепели, а, как вы уже, наверное, поняли, юные фарцовщики. Те, кому в духе Остапа Бендера было скучно строить социализм. Их четверо, как хрестоматийных мушкетёров. Главный герой в первой серии признаётся, что его любимый персонаж – Д’Артаньян. В голове зрителя происходит маленькая буря и – смещение понятий. Мушкетёры – это исторический символ благородства, дружбы и лихости, а фарцовщики - …как бы тоже. Увы. Так устроены ассоциативные цепочки. Безусловно, авторы нам показывают, что не все из этой лихой четвёрки, хотели вот так провести всю жизнь, ибо только стремление помочь другу в беде толкает ребят в сторону позорного и опасного бизнеса. А в целом они симпатичны и трепетны – не только выплясывают твист «на хатах», но и проникновенно поют песню Окуджавы: «Когда неясно возникает ещё неясный голос труб…»



    Они читают «Звёздный билет» Василия Аксёнова и бегут на фильм «Девять дней одного года». Нормальные и даже хорошие ребята из соседнего двора. Аксёновские мальчики со отблесками далёких звёзд в широко распахнутых глазах. Больше того – красиво и пафосно показывается расстрел знаменитого валютчика Яна Рокотова – в замедленном темпе, красиво, стильно, с музыкой. Конечно, никто этим фильмом не пытается доказать, что фарцовка – это стопроцентно правильное решение, ибо постоянно демонстрируется печаль главного героя, который когда-то хотел стать писателем. Вместе с тем, один из его товарищей – самый яркий и бесшабашный – прямо говори о том, что уход из «коммерции» - это возвращение к тусклой жизни, к очередям и бедности. К обыденщине. К серости. Да. Тут снова – как и в кино-хите 2008 года «Стиляги» звучит это слово, точнее понятие – серость, серая бытность в советских декорациях.

    Read more...Collapse )

  • Бла-а-андинка в будуаре.
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Бла-а-андинка в будуаре.
  • Известно, что в советском кино не было амплуа «положительной красотки» - положительные красавицы были, а вот всякие шикарные и вертлявые блондинки с модным начёсом были всегда отрицательными, причём шкала отрицательности была значительной: от коварных шпионок до легкокрылых тунеядок. Карикатура, короче говоря. Этому образу полагалось иметь некую долю сексапильности, как правило, тоже карикатурной и грубо-утрированной, хотя и в дозволенных рамках. Особенно забавными эти образы были в 1950-х и в самом начале 1960-х. Потом стало тоньше и мягше. А вот в комедиях времён Оттепели (особенно в малоизвестных ныне) этот типаж весьма колоритен. Итак, под cut-ом - танец в пеньюаре посреди будуара и обтягивающее красное платье. Дамочка - молодая фигуристая жена престарелого начальника. Зовут, разумеется, Вавочка (их в комедиях и фельетонах именовал именно так - сахарно-карамельно. Помню фельетон про такую же Татусю). Итак...

    Read more...Collapse )

  • Статья 1965 года о тамошней бесполой моде.
    2.
    zina_korzina
    Оригинал взят у zina_korzina в Статья 1965 года о тамошней бесполой моде.
  • Чего только не отыщется в старых советских журналах! Не так давно denis_strebkov выложил у себя скан старого - аж 1965 года - журнала «Крокодил». Как это было заведено в нашей прессе, пара-тройка статьей должна была освещать западную беспросветно-бессмысленную жизнь и - крупным планом - моральное разложение загнивающих буржуев. Что характерно, всё, что критиковалось советскими СМИ, ругалось и западной прессой. Только под другим соусом. Но ругалось. В Америках высмеивались хиппи. И не только они. В Европах критиковалась тупая штатовская мода жевать жвачку. Французские кинодеятели ненавидели всё тот же Голливуд. В общем, вот статья от 10 января 1965 года о моде на женственные штучки у молодых парней. Никакого сексуально-гейского подтекста тут нет и не было в - западной - изначальной статье - 99 процентов подобных публикаций являлись вольными переводами с английского, французского или шведского, когда автор просто брал тамошнюю разгромную публикацию и добавлял агитпроповские слова о мире чистогана и наживы.

    10 января 1965 1_1

    Read more...Collapse )

  • ?

    Log in